«Голос русской скрипки» состоялся в Москве на территории ВДНХ
1 декабря на Международной выставке-форуме «Россия», расположившейся на территории ВДНХ прошел день скрипичных мастеров и музыкантов.
Это начало фестиваля «Голос русской скрипки», который пройдет в 11 городах страны в течении 2024 года. Голосу русской скрипки здесь внимают профессионалы — настоящие и будущие. Миссия фестиваля — сделать известными тех, кто создает скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
«У нас замечательные мастера, которые становились лауреатами первых премий на многих именитых зарубежных конкурсах. Игорь Улицкий в Познани, очень известный конкурс; Александр Мурадов – первая премия в Кремоне, его альт стоит в Музее скрипки», — говорит президент Ассоциации скрипичных мастеров России Иван Сёмкин.
Черные инструменты из углеродного волокна — материала будущего — делают в Ульяновске. Евгений Сарана в детстве увлекался авиамоделированием — решил перенести на струнные свойства композитного материала.
«Он не боится воды, перепадов температур, соответственно, он намного прочнее и проще в эксплуатации. Его можно отправить «Почтой России» или транспортной компанией. Он доедет практически всегда абсолютно целый», – убеждает зрителей скрипичный мастер Евгений Сарана.
Десятилетиями на музыкальных инструментах, созданных Андроником Ягубьянцем, мастером из Ростова-на-Дону, играют ведущие музыканты всего мира. К карбонным струнным относится настороженно: звук хотя и яркий, но не тот. Так считают многие скрипичные мастера. Артем Синельников из Воронежа демонстрирует, как звучит обработанное и необработанное дерево. Восемнадцать лет он изготавливает скрипки и десять из них изучает составы, лаки, которыми покрывали дерево, чтобы звук был совершенным.
«Есть научно доказанные факты, что в старину дерево модифицировали. То есть его обрабатывали таким образом, чтобы придать совершенно другие качества», — рассказывает скрипичный мастер Артем Синельников.
Всего три-четыре инструмента в год может создать мастер высочайшего класса. Таких в стране сегодня не так много. Их знают ведущие музыканты. К Владимиру Якименко из Петербурга обращаются не только ради заказов, но и реставрации. Он 30 лет работает в Музее музыкальных инструментов. Скрипки делал из разных пород дерева. Жил на Кавказе — делал из кавказского, на Украине — из карпатского, в Югославии — из боснийского, как старые итальянцы Гварнери, Амати, Страдивари. «Когда-то я жил во Львове, и в костёле Эльжбеты был шикарный орган. Был, потому что после войны его полностью разбили, но я оказался тут как тут: собрал несколько кусков дерева и сделал несколько инструментов», — делится фактами из своей жизни, скрипичный мастер Владимир Якименко.
На вестивале также прозвучали инструменты производства «Goronok String Instruments».
Фото: Сергей Венявский